Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам сайт?
Всего 65 человек

Страница учителя-дефектолога

Дата: 15 апреля 2014 в 10:16, Обновлено 9 марта 2015 в 16:16

Рекомендации  логопеда

        Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все – логопед, воспитатели, родители станут действовать согласованно. У некоторых родителей создается впечатление, что речевые недостатки ребенка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Однако нужно помнить, что исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного времени занятий. Успех коррекционной работы зависит во многом и от родителей. Важно, чтобы родители понимали проблему своего ребенка и принимали участие в ее разрешении.  Поэтому и организуется совместная работа родителей и детей по выполнению домашних логопедических заданий.

      Для  ребенка с нарушением речи очень важна артикуляционная гимнастика.  Язык – это главная мышца органов речи. И для того  чтобы язык был достаточно хорошо развит, необходимо выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые артикуляционной гимнастикой. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку нужно обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, необходимо повторять их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Артикуляционную гимнастику нужно делать  ежедневно по 5-10минут. Во время занятий нужно быть терпеливым и спокойным, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.

         Во время занятий нужно стараться:

  • Не говорить с иронией и насмешкой;
  • Не делать постоянно замечаний, особенно мелочных;
  • Как можно чаще высказывать одобрение и похвалу.

 

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой  игре. Нельзя играть перед сном, нельзя перегружать ребенка слишком сложными по содержанию стихотворениями, т.к. у него пока незрелый речевой аппарат. Завершение игры необходимо обыгрывать, каждый раз придумывая новые ситуации (то оповещает колокольчик, то дудочка звучит, то приходит Мишка и напоминает ребенку о том, что игра закончилась. Прекрасный способ оздоровить ребенка с дефектами речи - зарядка на свежем воздухе с включением игровых приемов.

    « Закончи предложение» ( голуби... воркуют, утки.. крякают, ласточки.. щебечут, соловьи… поют, вороны.. каркают, воробьи.. .чирикают, совы.. ухают).

       «Доскажи слово» ( слова в скороговорках).

         Ащ- ащ- ащ- у Тани новый …плащ

         Ас-ас-ас- мы пили… квас

          Ош- ош-ош- ландыш так… хорош

     « Кто придумает конец, тот и будет молодец»

  Взрослый читает стихотворение, не заканчивая строчки. Ребенок подбирает недостающие рифмы.

  Наша козочка скакала да и ноженьку…( сломала)

  Но скажу тебе по чести:

  Ведь нельзя сидеть на… (месте)

   Правда?

  Это всем давно известно-

   Без игры… (неинтересно)

   Трудно!

   Наша козочка поплачет

    А поправится… (заскачет)

   Чудно!                             ( Ю. Тувим)

   Обратите особое внимание на развитие дыхания.

 Дети тренируют силу и длительность выдоха, выполняя следующие упражнения.

   « Одуванчик»

    Обдувать одуванчик сначала несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.

  «Мыльные пузыри»

  Пускать мыльные пузыри через соломинку, как клоуны.

  «Воздушные шарики»

   Надувать воздушные шарики, как силачи.

   « Музыканты»

   Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, губных гармошках.

   Фонематическое представление формируется у детей через наблюдение за различными вариантами фонем, их сопоставление и обобщение. Поэтому с первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Чтобы вызвать у ребенка интерес и избежать быстрого утомления, используем игру.

  « Назови первый звук в слове».

   Упражнение на развитие звукового анализа, выделение первого  ударного гласного. Сначала подберите  слова с первыми гласными звуками, потом с согласными.

   « Назови последний звук в слове»

   Упражнение на развитие звукового восприятие , выделение последнего звука в слове.

  « Звук потерялся» ( у, а, п , т, к )

  Можно играть с мячом.

   Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово без первого звука. Ребенок должен отгадать слово, назвать его.

     «Наоборот»

     Ребенок должен заменить один условленный звук другим определенным звуком.

     Например: замени первый звук на звук  «к» волос- колос, цапля- капля, рот- кот, пони- кони.

    « Закончи слово» 

      Взрослый произносит любой первый слог, а ребенок заканчивает его одним или двумя слогами

    Мо-ре, мо-роз, мо-заика

    «Путаница»

     Взрослый произносит два слога, ребенок меняет их местами, чтобы получилось слово

   Ты-кус, ва-тык, ка-сум, са-ли.

     « Придумай начало слова»

     Вы произносите окончание слова, ребенок добавляет первый слог и называют слово целиком (пи)жама, (по)года, (та)бак, (го)ра.

     «Назови первый слог»

     Взрослый говорит слово береза, ребенок-слог бе, лиса-ли и т.д.

      Так же «Назови второй слог»

    Следующая игра « Отгадай, сколько частей в слове? »

     Ребенок слушает слово и хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов (частей) в слове.

   «Рифмы» (различие сходных по звучанию слогов).

    Послушай слово и подбери похожее

    Каска- маска                       будка- дудка

    Ворона- корона                   день-тень

     «Прошагай слово» (развитие слоговой структуры слова)

   Сделай столько шагов, сколько частей в слове.

   « Кто больше придумает слов» (на определенный звук).

   « Добавь последний слог»

    Например: ребя-та, воро-на, боро-да, звез-да и т.д.

    Кузовок»

     Собрать в кузовок всё, что есть на звук «ш» или любой другой звук.

    Уважаемые  родители!

   Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, чем занимался, где был. Помогайте ему при трудностях. Выслушивайте его до конца. Запомните! Это всем давно известно - без игры не интересно.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.