Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам сайт?
Всего 65 человек

”Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования“

Дата: 1 ноября 2016 в 10:59

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 № 146

”Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования“

 

Образовательные стандарты дошкольного образования устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

Образовательные стандарты применяются при разработке учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

В настоящих образовательных стандартах применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Базовый компонент – обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования и отражает сущность направлений развития воспитанников и содержание соответствующих им образовательных областей.

Воспитанник – лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.

Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Качество дошкольного образования – соответствие образования требованиям образовательных стандартов дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного (специального) образования.

Образовательные стандарты дошкольного образования – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы дошкольного образования посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания.

Образовательная программа дошкольного образования – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами дошкольного образования.

Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями.

Педагогическая диагностика – выявление динамики развития, успешности воспитания и обучения воспитанников с использованием методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.

Содержание дошкольного образования – педагогически адаптированная и научно обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника. Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое. Содержание каждого направления конкретизируется отдельными дидактическими единицами содержания – образовательными областями: физическая культура, ребенок и общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство.

Содержание дошкольного образования сверх базового компонента определяется закономерностями развития детей в дошкольном возрасте, способствует расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития в условиях разных видов деятельности. Содержание образовательного процесса сверх базового компонента не дублирует содержание базового компонента.

3.1. Задачи образовательных стандартов

Образовательные стандарты призваны обеспечить:

оптимальную степень упорядочения структуры, содержания дошкольного образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для детей раннего и дошкольного возраста;

преемственность в содержании дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования;

регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей дошкольного образования, повышении его качества.

4. Цель и задачи дошкольного образования

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Задачи дошкольного образования:

охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;

формирование у воспитанников гуманного отношения к себе и окружающему миру, гуманных взаимоотношений с окружающими;

обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации и саморазвития;

приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей с целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей;

формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;

обеспечение преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования.

 

5. Требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования

В образовательном процессе используются учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные либо допущенные Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

5.2.3. Максимальная допустимая учебная нагрузка и общее количество учебных часов в неделю устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключения организаций и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, на соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству.

 

5.4. Требования к организации образовательного процесса

5.4.1. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, законные представители воспитанников, педагогические работники.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Общая продолжительность каникул, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся, составляет 110 дней: летние - 90 календарных дней; зимние - 10 календарных дней; весенние - 10 календарных дней. В период каникул проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

5.4.2. Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом дошкольного учреждения.

5.4.3. Образовательный процесс осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

5.4.4. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, дежурство и другие.

При организации образовательного процесса в группах первого раннего возраста (до одного года) проводятся индивидуальные игры в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями воспитанников.

5.4.5. Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников - это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Нерегламентированная деятельность воспитанников - это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.

5.4.6. Образовательный процесс осуществляется в группах (подгруппах) или индивидуально.

Воспитанники объединяются в группы:

общего назначения:

санаторные:

интегрированного обучения и воспитания;

специальные группы.

5.4.7. Наполняемость групп не должна превышать:

первого раннего возраста - 7 воспитанников;

второго раннего возраста - 10 воспитанников;

первой младшей - 15 воспитанников;

второй младшей - 20 воспитанников;

средней - 20 воспитанников;

старшей - 20 воспитанников;

разновозрастной - 12 воспитанников;

санаторной первого раннего возраста - 10 воспитанников;

санаторной второго раннего возраста - 10 воспитанников;

санаторной первой младшей - 10 воспитанников;

санаторной второй младшей - 15 воспитанников;

санаторной средней - 15 воспитанников;

санаторной старшей - 15 воспитанников.

Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до трех лет и для детей в возрасте от трех до восьми лет.

Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:

ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (ребенок с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащий, или незрячий, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием));

не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении));

не более двух лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.

Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:

не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащие, или незрячие, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием));

не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении));

не более трех лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.

Наполняемость специальных групп составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 12 воспитанников;

для неслышащих детей - 6 воспитанников;

для слабослышащих детей в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 8 воспитанников;

для незрячих детей - 6 воспитанников;

для слабовидящих детей в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с амблиопией в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с косоглазием в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для слепоглухих детей - 2 воспитанника;

для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 10 воспитанников;

для детей с ранним детским аутизмом - 6 воспитанников;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте до трех лет - 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет - 8 воспитанников;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) - 3 воспитанника;

для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью - 6 воспитанников;

для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью - 4 воспитанника;

для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями - 4 воспитанника, а в случае, если в этой группе есть один воспитанник с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), - 3 воспитанника.

Учредитель дошкольного учреждения может устанавливать меньшую наполняемость групп в порядке, установленном законодательством.

5.4.8. Для получения информации об эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также о динамике развития, успешности воспитания и обучения воспитанников дошкольных учреждений проводится психологическая и педагогическая диагностика.

При оказании психологической помощи применяются методы и методики психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической профилактики, психологического просвещения, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

При оказании психологической помощи педагог-психолог информирует законного представителя несовершеннолетнего о целях, формах и методах оказания психологической помощи, а также о наличии у него права отказаться от предлагаемых методов оказания психологической помощи, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010, N 170, 2/1708).

Педагогическая диагностика осуществляется воспитателем в тесном сотрудничестве с другими педагогическими работниками. На основе результатов диагностики воспитателем и педагогом-психологом дошкольного учреждения составляется характеристика на воспитанника. В ней указываются:

дата заполнения;

сведения о воспитаннике и его семье: фамилия, имя собственное ребенка, дата и год рождения, возраст на момент обследования, домашний адрес, фамилия и инициалы законных представителей воспитанника, их образование, род занятий, состав семьи, материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные);

данные о готовности воспитанника к обучению на первой ступени общего среднего образования: характеристика физического, социально-нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития;

заключение.

Характеристика подписывается воспитателем, педагогом-психологом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

5.4.9. Планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

5.5. Требования к срокам получения дошкольного образования

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

 

5.6. Требования к уровню подготовки воспитанников

Требования к уровню подготовки выпускника дошкольного учреждения обусловлены целями, задачами и содержанием дошкольного образования и включают ожидаемые результаты развития воспитанника, которые определены показателями воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет (далее - показатели).

Показатели представляют собой перечень достижений ребенка, необходимых для его дальнейшего развития, и являются обобщенными социально значимыми ожиданиями развития ребенка, нормами развития детей в возрасте 5 - 7 лет (уровень образованности), ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников), направленными на достижение установленной образовательной цели.

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

- Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

- Проявляет основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила).

- Владеет элементами спортивных упражнений (катание на коньках, плавание и др.) и спортивных игр (баскетбол, хоккей, теннис и др.). Играет с удовольствием.

- Занимается физическими упражнениями с удовольствием.

- Проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений, игр, интерес к соревнованиям со сверстниками в выполнении физических упражнений; умеет организовать подвижные игры со сверстниками.

- Владеет элементарными навыками здорового образа жизни: соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.

 

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

- Принимает взрослого в качестве педагога, требованиям которого он доверяет. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях. Здоровается, прощается, благодарит взрослых по собственной инициативе или при напоминании. Действует по устной инструкции взрослого. Стремится к доброжелательному вниманию, уважению, взаимопониманию и сопереживанию со стороны взрослых, сотрудничеству с ними. Проявляет чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия.

- Осознает себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем).

- Устанавливает родственные отношения, проявляет интерес к истории своей семьи.

- Здоровается, прощается, благодарит сверстников по собственной инициативе или при напоминании. Стремится к взаимопониманию и сопереживанию. Испытывает чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками.

- Планирует совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнера. Гибко использует коммуникативные умения при общении.

- Умеет общаться со взрослыми и сверстниками, играть в различные игры. Проявляет навыки общения с детьми разного возраста, внимание к эмоциональному состоянию детей и взрослых. Выражает готовность проявить заботу, сочувствие.

- Проявляет отзывчивость, просит о помощи и оказывает ее.

- Знаком с государственной символикой (флаг, гимн, герб), с животными, птицами, деревьями, цветами, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

- Знаком с понятием "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), знает достопримечательности своего города (села), своей Родины.

- Знаком с этническими признаками жителей республики, языком народа, лучшими качествами белорусов (доброта, отзывчивость и т.д.).

- Имеет представление о том, какие трудности возникают в жизни других людей, в том числе пожилых людей (бабушек и дедушек), инвалидов (взрослых и детей).

- Проявляет самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях.

- Соблюдает правила личной гигиены, владеет культурно-гигиеническими навыками (умывается, причесывается, чистит зубы, моет руки после туалета и др.), проявляет элементарные навыки самообслуживания.

- Относится положительно к выполнению оздоровительных мероприятий (воздушные, водные процедуры и др.).

- Принимает участие во всех видах детской деятельности. Проявляет предпосылки учебной деятельности (внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого, самостоятельно действует по заданию педагога, проявляет творческую инициативу, готов к волевому усилию для преодоления трудностей).

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательные области: "РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО", "ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ", "РЕБЕНОК И ПРИРОДА", "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ", "ИСКУССТВО"

- Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации.

- Задает вопросы о назначении предметов, причинах и последствиях явлений (природных, социальных, экологических). Группирует, классифицирует и строит серию из 5 - 10 предметов и явлений по 1 - 3 признакам.

- Выделяет форму в объектах (конструкциях, деталях строительного материала), анализирует форму предмета, подбирает материал определенной формы для создания выразительного образа.

- Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета.

- Ставит перед собой задачу запомнить. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует.

- Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Мысленно изменяет пространственные положения объекта, его частей, осуществляет преобразование. Использует условно-символические изображения (графические схемы, планы, модели). Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

- Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия.

- Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий.

- Владеет сенсорными эталонами, перцептивными действиями, связанными с познанием.

- Выполняет предметно-орудийные, обследовательские действия, использует для исследования предметов и явлений элементарные измерительные приборы (весы, увеличительное стекло и т.д.) и материалы.

- Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.

 

 

 

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

- Находит "один" и "много" среди предметов и явлений окружающего мира.

- Считает предметы до 10.

- Узнает цифры от 0 до 9.

- Делит целое на 2 - 8 частей. Понимает, что часть меньше целого, а целое больше части. Адекватно условиям употребляет слова "часть", "половина".

- Раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины.

- Знает и называет геометрические фигуры.

- Устанавливает пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.).

- Определяет последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года.

 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА

- Имеет представления об элементарном строении, функциях и гигиене органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа).

- Владеет навыками ухода за животными и растениями, выполняет поручения заинтересованно и доброжелательно.

- Имеет элементарные представления о климате, животных (домашних и диких), растениях, сезонных изменениях в природе.

- Соотносит наличие типичных обитателей (2 - 3 животных) и растений с особенностями природных сообществ (леса, луга и т.д.) и особенностями климата: в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное), в жарких краях (зимы нет, жаркое лето), в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето).

- Устанавливает причинно-следственные связи: зависимость между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных, между особенностями внешнего вида животных, их поведением и средой обитания и др.

- Понимает необходимость бережного отношения к живой природе, энергетическим ресурсам.

- Имеет представления о том, что смена сезонов зависит от Солнца.

- Выполняет правила поведения в природе.

- Проявляет гуманное отношение к живому существу и природному сообществу; владеет навыками рационального природопользования ("не сорить", "ходить в парке по специальным дорожкам, а не по газону" и др.).

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

- Различает обобщающие понятия.

- Понимает значения многозначных слов разных частей речи, имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

- Владеет навыками элементарного осознания слова и словесных отношений.

- Понимает и использует в речи грамматические средства, активно ищет правильную форму слова.

- Имеет представление о грамматической структуре речи.

- Владеет навыками фонематического восприятия речи.

- Умеет правильно произносить все звуки русского языка.

- Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие - изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, л - р. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

- Определяет правильное произношение.

- Владеет общеречевыми умениями (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; условий общения.

- Проявляет культуру общения.

- Умеет самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.

- Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

- Проявляет индивидуальные творческие способности к речевой деятельности.

 

Образовательная область: РАЗВIЦЦЕ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIН

- Адрознiвае беларускае i рускае маўленне.

- Разумее беларускую мову, умее адказваць на пытаннi педагога.

- Валодае некаторымi асаблiвасцямi граматычнага ладу беларускага маўлення: адзiночны i множны лiк асобных назоўнiкаў (садавiна, агароднiна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнiкаў да некаторых назоўнiкаў (доўгi цень, белае казляня, вясёлы гармонiк); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнiкаў (бераг - на беразе, гарох - у гаросе, па палях, па лясах); прыналежных прыметнiкаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) i найвышэйшай формаў прыметнiкаў (вышэйшы за ўсiх, найпрыгажэйшы); прыметнiкаў (уранку, узiмку).

- Валодае спецыфiчнымi беларускiмi марфолага-сiнтаксiчнымi зваротамi (балiць каму, хварэць на што, хадзiць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго i iнш.).

- Правiльна вымаўляе спецыфiчна беларускiя гукi: дж, дзь, ць, фрыкатыўныя г, г; заўсёды цвёрдыя гукi ч, р, гукаспалучэннi шч iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гукi ў у словах i фразах, а таксама вымаўляе словы з падоўжанымi зычнымi ў словах (калоссе, варэнне), ненацiскныя галосныя, рускiя i беларускiя словы, падобныя па гучаннi (зверек - звярок, ночь - ноч i да т.п.).

- Узнаўляе кароткiя лiтаратурныя творы на беларускай мове.

- Валодае элементарнымi навыкамi зносiн на беларускай мове.

- Заўважае моўныя асаблiвасцi беларускай мовы ў параўнаннi з рускай.

- Складае самастойныя выказваннi на беларускай мове.

 

Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

- Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию.

- Подбирает слова с заданным звуком.

- Делит двух-, трехсложные слова на слоги.

- Выделяет ударный слог, определяет место ударения в структуре анализируемого слова.

- Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением, понимает смыслоразличительную роль ударения.

- Имеет представление о предложении, делит его на слова, составляет предложения из 2 - 4 слов без предлогов и союзов.

- Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.

- Правильно употребляет в речи термины: "предложение", "слово", "слог", "ударный слог", "звук", "гласный звук", "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук".

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: ИСКУССТВО

- Воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик, интерес к музыке разных жанров. Представляет музыкальный образ, его действия. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет:

характер музыки (веселый, грустный, нежный, взволнованный, загадочный, торжественный, решительный, важный и др.);

средства музыкальной выразительности: лад, темп и громкость ее звучания;

жанр музыкального произведения (марш, вальс, полька, песня), его характерные особенности;

голоса исполнителей (женский, мужской, детский).

- Проявляет интерес к самостоятельному музицированию на детских музыкальных инструментах.

- Поет выразительно, протяжно, без напряжения, естественным звуком; эмоционально откликается на содержание песни; четко и правильно произносит слова. Называет предпочитаемые песни, попевки и исполняет их. Проявляет интерес к пению взрослых и сверстников. Делится впечатлениями о понравившихся песнях.

- Проявляет интерес к музыкально-ритмической деятельности. Воспринимает музыку и двигается в соответствии с ее характером, ритмично, пластично, выразительно, передавая с помощью движений характерные черты музыкального образа. Водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение, исполняет разные виды танцевальных движений, шаги, ритмичные хлопки, пляски и танцы, свободно ориентируется в пространстве. Активно включается в танцевальное и музыкально-игровое творчество.

- Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства). Имеет представления о видах искусства, жанрах живописи, функциях архитектуры и дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты. Знает некоторые специфические аспекты работы художника (живописца, графика), скульптора, архитектора, дизайнера, мастера прикладного искусства.

- Рисует предметы, декоративные элементы с натуры, по замыслу. Использует различные способы рисования, техники работы с новыми живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности, различные цвета, линии (сплошная, штрих и другие), ритм. Владеет элементарными графическими умениями, необходимыми для овладения письмом: рисованием различных линий и условных графических знаков из 1 - 3 элементов в ограниченном пространстве, штриховкой различных фигур уверенными движениями.

- Лепит предметы, декоративные элементы по замыслу, самостоятельно выбирает сюжет, создает композицию в зависимости от сюжета. Владеет разными способами и приемами лепки. Использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форма, динамика (жесты, позы), детализация).

- Владеет аппликацией предметной, сюжетной, декоративной, плоскостной, полуобъемной, с элементами флористики. Знает технику создания коллажа. Выполняет аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Строит композицию. Использует детализацию.

- Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (бросового) материала, бумаги (по образцу, условиям, замыслу, модели). Использует разные способы конструктивной деятельности, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала, учитывает свойства конструктивного материала.

- Проявляет интерес к слушанию сказок, рассказов, рассматриванию иллюстраций в книге, просмотру спектаклей, эмоционально реагирует на воспринятое.

- Имеет представления о литературных произведениях разных жанров, может назвать любимый персонаж.

- Выразительно читает небольшое стихотворение, пересказывает самостоятельно (или по вопросам) короткий рассказ, сказку, отвечает на вопросы по поводу их сюжета, содержания, поведения героев произведения.

- Составляет рассказ, сказку, короткую историю (по опорной схеме, опорным словам, по плану, по началу), используя игрушки или картинки.

- Самостоятельно (либо совместно со взрослым, под его руководством) драматизирует знакомые литературные произведения либо их эпизоды.

- Владеет некоторыми приемами кукловождения (марионеток, кукол с "живой рукой", би-ба-бо, планшетных кукол, пальчикового театра, театра Петрушки и др.).

- Имеет опыт совместного художественного творчества (в театрализациях, кукольных спектаклях, подготовке и оформлении декораций к ним и т.д.).

 

6. Требования к организации воспитательной работы

Целью воспитательной работы является формирование разносторонне развитой, творческой личности воспитанника, в том числе формирование у него нравственных норм.

Воспитательная работа направлена на:

создание условий для ранней социализации и саморазвития личности воспитанника;

овладение воспитанниками основами здорового образа жизни;

формирование национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры.

Направлениями воспитательной работы являются:

воспитание основ культуры здорового образа жизни;

нравственное воспитание;

патриотическое воспитание;

эстетическое воспитание;

трудовое воспитание;

гендерное воспитание;

экологическое воспитание;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;

семейное воспитание.

Воспитательная работа организуется на основании плана воспитательной работы, который является составляющей плана работы дошкольного учреждения на соответствующий учебный год.

 

7. Требования к ресурсному обеспечению образовательной программы дошкольного образования

7.1. Требования к кадровому обеспечению

Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Педагогические работники должны проходить повышение квалификации, в том числе в форме стажировки, не реже одного раза в 5 лет.

7.2. Требования к материально-техническому обеспечению

Материально-техническая база дошкольного учреждения должна включать:

помещения, кабинеты, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;

помещения для занятий физической культурой;

иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

перечни мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для реализации образовательной программы дошкольного образования, утверждаются в установленном законодательством порядке.

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.