Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам сайт?
Всего 65 человек

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Дата: 1 ноября 2016 в 11:05

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Вопрос 1. Каковы основания для преемственности?

Основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность де­тей к освоению программы пер­вой ступени, являются ориентира­ми образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориен­тирами начального общего обра­зования. Основания преемствен­ности следующие.

  1. Развитие любознательности у дошкольника как основы по­знавательной активности будуще­го ученика; познавательная ак­тивность не только выступает необходимым компонентом учеб­ной деятельности, но и обеспечи­вает его интерес к учебе, произ­вольность поведения и развитие других важных качеств личности.
  2. Развитие способностей ре­бенка как способов самостоя­тельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, по­зволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирова­ние способностей — обучение пространственному моделирова­нию, использованию планов, схем, знаков, символов, предме­тов-заместителей.
  3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностно­го развития ребенка. Это обес­печивается широким использова­нием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспери­ментирования.

4. Развитие коммуникативно­сти — умения общаться со взрослыми и сверстниками — является одним из необходи­мых условий успешности учеб­ной деятельности, которая все­гда совместна, и в то же время важнейшим направлением со­циально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием усло­вий для совместной деятельнос­ти детей и взрослых; партнерс­ких способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстни­ками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфлик­ты, строить взаимодействие друг с другом.

Вопрос 2. Какими средства­ми обеспечивается преем­ственность?

Средствами обеспечения преемственности являются пе­дагогические технологии не­прерывного (дошкольного — начального общего) образова­ния, включающие обозначен­ные основания преемственнос­ти (развитие любознательнос­ти, способностей, творческого воображения, коммуникативно­сти). При этом обучение стро­ится на основе специфичных для детей дошкольного возра­ста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисо­вание и др.), в рамках которых происходит становление пред­посылок учебной деятельности к 6 — 7 годам.

Обучение детей младшего школьного возраста осуществля­ется на основе все более разви­той учебной деятельности. Вме­сте с тем получают дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности ребенка дошколь­ного возраста, так как они еще играют важную роль в его раз­витии.

Вопрос 3. Что еще необхо­димо учитывать для обеспече­ния преемственности при орга­низации и проведении адапта­ционного периода?

Для обеспечения преемствен­ности необходимо также учиты­вать сложные переживания, возникающие у ребенка на по­роге школы в промежутке меж­ду дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пере­жить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей: для ребен­ка, который стал учеником, но остался в стенах ДОУ, может оказаться психологически важ­ным, что его сверстники пошли в «настоящую школу». Поэтому учителям и воспитателям следу­ет проявить особое внимание к таким детям. Их эмоциональное благополучие и формирование у них образа «настоящего школьника» всецело будут зави­сеть от того, как взрослые помо­гут ему в этом. Средством такой помощи может стать праздник посвящения в ученики, в кото­ром принимают участие и роди­тели, и дети разного возраста, и педагоги, а также последующая работа, направленная на осоз­нание ребенком своего нового статуса.

Вопрос 4. В каких режимах может быть организована подготовка детей к школе в общеобразовательных учреж­дениях?

На базе общеобразователь­ных учреждений организуются занятия для детей 5—б лет:

в конце учебного года, с сере­дины мая, весь июнь, по 2 заня­тия в день, что составит пример­но 60 занятий;

один раз в неделю в течение всего учебного года, по 2 заня­тия, что составит примерно 68 занятий;

ежедневные (5 раз в неделю) занятия в течение всего учебно­го года, по 2 -3 занятия в день, что составит примерно 340 занятий.

При этом продолжительность одного занятия не должна пре­вышать 25 — 30 минут.

 

Вопрос 5. Какова система взаимодействия школы и роди­телей в период подготовки детей к школе?

Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителя­ми (законными представителя­ми). Целесообразно провести цикл бесед (6—7), позволяющих подготовить родителей (закон­ных представителей) к оказанию помощи ребенку в решении воз­никающих у него проблем при подготовке к школе и на началь­ном этапе обучения в 1-м клас­се.

Эффективной формой являет­ся также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным пред­ставителям) важно продолжать заниматься с детьми дома, опи­раясь на обучение, проводимое специалистами-дефектологами.

Администрация, педагогичес­кие и медицинские работники ДОУ должны разъяснять родите­лям, что посещение дополни­тельных занятий (на базе ДОУ или иного учреждения) может служить фактором риска для здоровья их ребенка, особенно если он страдает какими-либо хроническими заболеваниями.

Вопрос 6. В каком состоя­нии обязана школа принять ре­бенка?

В ряде дошкольных образо­вательных учреждений наблю­дается негативная практика неправомерного увеличения ум­ственной и физической нагруз­ки воспитанников, что вызывает переутомление, невротизацию, отражается на состоянии их здоровья и эмоциональном бла­гополучии, являясь в последую­щем причиной школьной дез­адаптации.

Перегрузка детей обусловли­вается содержанием образова­ния, формами организации обу­чения, режимом пребывания в ДОУ, неадекватными их возраст­ным особенностям.

Иногда отбор содержания программ дошкольного обра­зования осуществляется исходя из «школьной логики» — логи­ки будущих учебных предме­тов. Происходит подмена целей и задач развития ребенка в до­школьном возрасте целями и задачами школьного обучения. Такой подход базируется на ложном представлении родите­лей и некоторых педагогов о том, что если ребенок уже в ДОУ овладеет чтением, пись­мом, арифметическими дей­ствиями и т.п., это обеспечит ему успешность в школьном обучении. В ряде случаев ситу­ация усугубляется негативной практикой отбора детей в 1-й класс на основе неправомер­ных требований учителей к объему знаний при поступлении ребенка в школу. Педагоги, реагируя на соответствующие запросы родителей и учителей, стремятся дать воспитанникам как можно больший запас зна­ний, который зачастую заим­ствуется из школьной програм­мы.

Вопрос 7. В чем состоит проблема ориентации содер­жания образовательных про­грамм дошкольного образова­ния преимущественно на ум­ственное (интеллектуальное) развитие детей?

Ориентация содержания обра­зовательных программ дошколь­ного образования преимуще­ственно на умственное (интел­лектуальное) развитие детей зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное разви­тие ребенка. Это также обуслов­ливает неадекватную возраст

 
 


ным возможностям детей учеб­ную нагрузку, что наносит серь­езный ущерб как их личностно­му развитию, так и состоянию здоровья.

Вопрос 8. К чему приводит перегрузка детей?

В практике работы ДОУ не­редки случаи применения класс­но-урочной системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного уро­ка. Перегружая детей подобны­ми формами обучения, воспита­тель ущемляет их право на игру.

Особую озабоченность вызы­вает превышение числа занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индиви­дуальных особенностей детей. Образовательный процесс мно­гих ДОУ перегружен дополни­тельными занятиями (иностран­ный язык, обучение чтению, письму и пр.). В ряде случаев с воспитанниками подготовитель­ных групп проводятся в первой половине дня до 4 занятий по 20—25 минут каждое. Имеет ме­сто практика еще большей пере­грузки детей — проведение 5— 6 занятий для воспитанников старших и подготовительных групп в течение дня (3 занятия в первой половине дня и 2 — во второй или 4 занятия в первой и одно — во второй половине дня и т.п.).

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.